29 августа 2013 г.

"Мы" против "1984"

Одну за другой я недавно прочитал две отличные антиутопии. Первой стало известное произведение Евгения Замятина - "Мы". Следом за ней, пытаясь выискать определенные схожести, я прочитал "1984" Дж. Оруэлла. Одно могу сказать определенно: эти антиутопии настолько же схожи, насколько и различны. Действительно, кое что из произведения Оруэлла напоминает сюжет Замятина. Расскажу о каждом из них по порядку.

Итак, роман-антиутопия "Мы" был написан в 1920 году Евгением Замятиным. Сюжет повествует нам о далеком будущем, предположительно о тридцать втором веке. Человечество после ряда мировых войн перешло в совершенно новую форму существования. "Прогрессивное" общество отделило Единое Государство искусственной стеной, лидером стал богоподобный правитель - "Благодетель". Общество развивалось в полном, тотальном контроле, основанном на логике и математически точных действиях каждого индивида. Люди были лишены имен. Их и людьми-то не называли. Отныне каждый человек был "нумером". Главный герой - один из множества нумеров, Д-503. Он главный инженер ведущего технического проекта современности - космического корабля "Интеграл". Он пишет дневник для будущих поколений, и в нем пытается передать всё то, что думает, как представляет своё государство, окружающую действительность. По сути, это личный дневник с заметками, в которых он обращается к читателю и рассказывает всё то, что с ним происходит.

Жизнь в Едином Государстве настолько прозрачна, что каждый нумер живет в комнате со стеклянными стенами. Жизнь рассчитана по минутам, даже по секундам. Определено время для всего. Нумеры похожи на роботов - настолько их жизнь автоматизирована. Одеты они тоже одинаково - в "юнифы", различные по цвету в зависимости от пола. Нумеры живут в каком-то блаженном состоянии, смотрят на все словно через розовые очки. Они не знают другой жизни, и поэтому уверены, что их жизнь, жизнь шурупов большой машины - вполне нормальное состояние. И не может быть иного. В одно время едят, в одно время работают, в одно время отдыхают. Подконтрольны даже "сексуальные часы", определяемые по индивидуальным особенностям организма. Тут действует система "розовых билетов", которые кто угодно может выписать на кого угодно. Полная свобода в отношениях. Такого понятия, как "верность" и "брак" не существует.

Несмотря на это, у нумеров всё-таки остались человеческие особенности. Так, Д-503 предпочитает проводить свое время с розовощекой О-90. Жизнь шла своим чередом, пока Д-503 не встретил некую I-330, в которой он сразу заметил необычную особу. Они начинают встречаться, посещают "Древний дом" (музей в виде дома из прошлого), где I-330 дает попробовать Д-503 запрещенный табак и алкоголь. Впоследствии, после этих встреч, он понимает, что его чувства расшатались, он не понимает того, что с ним творится, но догадывается, что "влюбился" (хотя такого понятия не было и не могло быть в вышеописанном обществе). Но I-330 оказывается не такой уж и обычной женщиной. Она состоит в ряду революционеров, планирующих свергнуть власть "Благодетеля" и установить другой, более человеческий порядок. Государство, со своей стороны, в ответ на действия революционеров организовывает масштабную медицинскую пропаганду. Каждый нумер обязан подвергнуться операции, в процессе которой будет нейтрализован мозговой "центр фантазии", якобы, вредный и болезненный для нормальной жизни нумеров. В это отчаянное противостояние и оказывается вовлечен главный герой. Чем закончился роман, я, дабы не спойлерить, рассказывать не буду.

Другой роман-антиутопия, который написал Джордж Оруэлл в 1949 году, называется "1984". Название автоматически определяет год, в котором происходят события книги. Это не далекое будущее, соответственно, автор не уходил в фантастику. Он лишь усилил те тенденции, которые происходили в мировой политике в 40-х годах. Многие считают, что "1984" изображает сталинский режим в СССР. Возможно, некоторые черты, а также политические фигуры действительно похожи, но я не считаю, что автор ушел так недалеко. В романе показан идеальный тоталитарный режим. Даже фашизму далеко до него.

Мир "1984" погряз в нищете и постоянной, нескончаемой войне между тремя независимыми и полноценными гигантскими государствами: Океанией, Остазией и Евразией. Главный герой - житель Океании. Он работник "Министерства правды", которое занимается постоянным изменением истории в соответствии с нуждами партии. Его жизнь поразительно однотонна и однообразна. Он не верит в официальную идеологию, хотя внешне не выдает своих мыслей, ибо этого делать никак нельзя. За каждым человеком ведется постоянное наблюдение. В доме каждого члена партии есть телевизор, который помимо вещания, занимается и слежением, в нем есть встроенная камера. Подобные экраны развешаны по всему городу. Там, где их нет, обязательно присутствуют скрытые диктофоны. Общество поделено на три класса: пролов (пролетариев) - самый низший класс, населяющий пригороды и занимающийся производством, членов внешней партии - работников различных государственных структур, за которыми ведется постоянное наблюдение, а также членов внутренней партии - более привелегированного слоя людей, находящихся на руководящих должностях и живущих, по общим меркам, вполне неплохо.

Главным правителем является "Старший Брат". Дело в том, что точно не известно, если вообще такой человек, либо это образ, выдуманный верховными партийцами - никто его вживую не видел. Однако, лик "Старшего Брата" преследует везде - с плакатов, с экранов, с картинок. Это икона. И пусть только кто-нибудь попробует подумать иначе. Даже за "ложную" мысль человека могут уничтожить не только физически, но и стереть его имя из истории вообще.

Так вот, главный герой, Уинстон Смит, не разделяет общей идеологии, но скрывает это. Втайне он начинает заполнять дневник, купленный в одной из антикварных лавок. Поначалу он даже не знает, как выразить свои мысли. В дневник он пишет всё, что думает, все свои размышления. Дневник он тщательно прячет. Судьба сталкивает его с девушкой, которую зовут Джулия. Она сначала следит за ним, потом, пользуясь случаем, "случайно" падает рядом со сломанной рукой. Уинстон помогает ей подняться, а она тайно передает ему записку. Почему тайно? Потому что любые неофициальные отношения между мужчинами и женщинами в партии запрещены. Это тоже считается преступлением. Скрываясь от камер, Уинстон разворачивает записку, думая, что девушка подготовила донос на него, но содержание повергает его в некий шок. Незнакомая девушка признается ему в любви. С этого момента началась череда их попыток договориться о встрече и встретиться. Уинстон инкогнито снимает комнату над антикварной лавкой, договорившись с хозяином. Там и происходили редкие встречи. Уинстон и Джулия, казалось, только и жили, что ради этих встреч. Они понимали, что рано или поздно их раскроют и будут пытать в "Министерстве любви", заставляя признаться во всех реальных и вымышленных деяниях. В "Министерстве любви", где есть легендарная комната "101". Для заключенных лучше умереть, чем попасть в эту комнату. Именно страх перед тем, что героев раскроют, и заставляет читать эту книгу до самого конца. Ну а конец и ответ на вопрос "что же с ними было впоследствии?" я освещать не буду.

Как видите, есть определенные сходства. Самое главное, на мой взгляд, это связь мужчины и женщины, чувства, любовь. Обе антиутопии выставляют их запретными. Ведь эти чувства самые неконтролируемые. Весь драматизм представленных сюжетов происходит благодаря конфликту личных чувств и государственного строя. Личная привязанность мужчины и женщины заставляет их идти против окружающего порядка. Ломать свою жизнь ради возможности быть вместе. И это ничем не исправить. Разве что подвергнуть их таким пыткам, каким подвергли Уинстона и Джулию в "1984", либо провести операцию в мозговом центре, как происходило в романе "Мы".

Что касается прочих моментов, то общество в "1984" показалось мне более тоталитарным. Также мне более понравился язык повествования и обилие художественных образов в этом романе. "Мы" в этом плане серьезно отстает. Замятин наделил свое произведение не особо колоритным и не особо богатым языком. Возможно, он сделал это специально, т.к. рассказ шел от лица Д-503, который плоховато умел излагать свои мысли.

Произведение Оруэлла стало почти полностью нарицательным. Многие понятия стали использоваться в повседневной жизни, изображая ужасы тоталитаризма. "Мы", в свою очередь, более известен, как классика русской антиутопии. Замятин стал русским первопроходцем в этом жанровом направлении. Советую к прочтению оба романа, так как каждый из них заставит вас немного задуматься о многих глобальных и исторических вопросах с точки зрения отдельно взятого человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий